Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»
«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
Концепция, разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения, предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Семь «золотых правил» концепции «Нулевого травматизма»:
- Стать лидером – показать приверженность принципам
- Выявлять угрозы – контролировать риски
- Определять цели – разрабатывать программы
- Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
- Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
- Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
- Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия
Концепция «Нулевого травматизма»: руководство для работодателей и менеджеров.
Как пользоваться Руководством: каждое «золотое правило», содержащееся в Руководстве, включает краткий обзор с последующим изложением ряда принципов и простым перечнем контрольных вопросов. Вы сможете быстро оценить, какие из семи «золотых правил» уже выполняются на вашем предприятии, что можно усовершенствовать и следует ли предпринять какие-либо корректирующие действия.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Во всех организациях должны выполняться требования по охране труда, направленные на сохранение жизни, работоспособности и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.
В алгоритме приведены действия, которые должны быть выполнены для организации работы по охране труда.
Шаг 1 |
Организационно-распорядительные мероприятия по охране труда |
Шаг 2 |
Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда |
Шаг 3 |
Проведение обязательных медицинских осмотров работников |
Шаг 4 |
Разработка и утверждение инструкций по охране труда |
Шаг 5 |
Планирование мероприятий по охране труда |
Шаг 6 |
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
Шаг 7 |
Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Шаг 8 |
Аттестация рабочих мест по условиям труда |
Шаг 9 |
Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
Шаг 10 |
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда |
Шаг 11 |
Организация работ повышенной опасности |
В таблице данные действия рассмотрены подробно и указано, принятие каких документов соответствует каждому шагу алгоритма.
Выполняемые действия (документы) | Нормативное регулирование |
Шаг 1. Организационно-распорядительные мероприятия по охране труда | |
1. Разработка системы управления охраной труда на предприятии. 2. Утверждение положения об организации работы по охране труда. 3. Издание приказа о назначении ответственных за организацию работы по охране труда. 4. Внесение обязанностей должностных лиц по охране труда в их должностные инструкции |
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (ст.17) |
Шаг 2. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда | |
1. Проведение инструктажей, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. 2. Издание приказа о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда. 3. Разработка: — программы вводного и первичного инструктажа, инструкций по охране труда; — перечня инструкций по охране труда на рабочие профессии и виды выполняемых работ; — перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте; — перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда; — перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе; — учебных планов и программ для обучения руководителей и специалистов; — экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда; — графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда. 4. Оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда. 5. Внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения об охране труда |
1. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175; далее — Инструкция № 175). 2. Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.
Справочно Более подробно см. материалы: — «Проведение стажировки по охране труда»; — «Виды инструктажей по охране труда»; — «Проведение инструктажей по охране труда в организации»; — «Проверка знаний по вопросам охраны труда в организации» |
Шаг 3. Проведение обязательных медицинских осмотров работников | |
1. Издание приказа о проведении периодического медосмотра. 2. Разработка: — списка профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; — списка работающих, подлежащих периодическому медосмотру; — графика проведения периодических медосмотров. 3. Разработка перечня работ, для выполнения которых обязательно проведение медицинских осмотров |
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47.
Справочно Более подробно см. материал «Медицинские осмотры лиц, поступающих на работу, и работающих: предварительные, периодические и внеочередные» |
Шаг 4. Разработка и утверждение инструкций по охране труда | |
1. Разработка перечня инструкций по охране труда. 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для профессий и видов работ. 3. Регистрация инструкций по охране труда. 4. Ведение журнала учета выдачи инструкций по охране труда |
Инструкция о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 |
Шаг 5. Планирование мероприятий по охране труда | |
1. Разработка плана мероприятий по охране труда. 2. Утверждение сметы расходов, направляемых на мероприятия по охране труда |
Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111 |
Шаг 6. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты | |
1. Разработка перечня работников, обеспечиваемых СИЗ согласно типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ. 2. Оформление ответственным лицом своевременных заявок на получение спецодежды (с указанием размера одежды и обуви). 3. Ведение личных карточек учета СИЗ |
1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами». 2. Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110. 3. Отраслевые типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты. 4. Рекомендации по организации работы комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.02.2001 № 12 |
Шаг 7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | |
1. Расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 2. Оформление документов расследования несчастного случая на производстве и профзаболевания. 3. Разработка мероприятий по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий. 4. Издание приказа о проведении мероприятий по устранению причин несчастного случая, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения. 5. Ведение журналов регистрации несчастных случаев и профзаболеваний |
1. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30. 2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
Шаг 8. Аттестация рабочих мест по условиям труда | |
1. Издание приказа о создании комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда. 2. Оформление: — перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда; — протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды; — карты аттестации рабочих мест по условиям труда; — карты фотографии рабочего времени; — протоколов количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса; — протоколов аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда; — перечней рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам аттестации подтверждено право на соответствующие компенсации. 3. Издание приказа о результатах проведенной аттестации. 4. Разработка и оформление плана мероприятий по улучшению условий труда |
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда». 2. Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 |
Шаг 9. Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда | |
1. Предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест: — оплата труда в повышенном размере; — дополнительный отпуск; — сокращенный рабочий день; — пенсии по возрасту за работу с особыми условиями. 2. Предоставление компенсаций без проведения аттестации рабочих мест: — лечебно-профилактическое питание; — молоко или равноценные пищевые продукты; — оплачиваемые перерывы по условиям труда. 3. Разработка перечня профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, которые дают право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами |
1. Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»; Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании». 2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда». 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы». 4. Инструкция о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57, и др.
Справочно Более подробно см. пособие-навигатор «Компенсации по условиям труда, предоставляемые работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» |
Шаг 10. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда | |
1. Утверждение локальной инструкции о проведении контроля соблюдения законодательства об охране труда. 2. Ведение журналов ежедневного и ежемесячного контроля состояния охраны труда. 3. Оформление акта ежеквартального контроля состояния охраны труда и мероприятий по устранению нарушений. 4. Издание приказа о проведении Дня охраны труда. 5. Оформление протокола проведения Дня охраны труда. 6. Рассмотрение на общем собрании коллектива итогов работы по организации охраны труда. 7. Издание приказа о состоянии охраны труда в целом в организации |
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 |
Шаг 11. Организация работ повышенной опасности | |
1. Разработка перечня профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение проверки знаний по вопросам охраны труда. 2. Разработка перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску. 3. Оформление нарядов-допусков. 4. Предоставление необходимых СИЗ перед выполнением работ. 5. Допуск к выполнению работ повышенной опасности определенной категории работников предприятия (мужского пола, не имеющих медицинских противопоказаний, не моложе 18 лет, имеющих достаточный опыт, умеющих оказывать первую (доврачебную) помощь) |
1. Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (пп.18, 21 и 22). 2. Приложение 1 к Инструкции № 175.
Справочно Более подробно см. материал «Алгоритм действий по обеспечению безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» |